выбор мазей и ускорителей

Несмотря на то что мази не играют решающего значения в технических дисциплинах, все и всегда стремятся к оптимальному подбору мазей, чтобы не терять время на пологих участках. В скоростных дисциплинах правильный выбор мази может быть крайне важен.

Постараюсь вкратце сформулировать основные принципы работы с мазями. В первую очередь, тренеру и всем его подопечным следует работать только с мазями одной системы.

В принципе все современные мази почти одинаковы, но хорошо разбираться в системе SWIX, TOKO, DOMINATOR, BRIKO и т.д. можно только постоянно работая с ней. Тренеру рекомендуется вести записи о состоянии снега, его температуре, влажности и, соответственно, документировать результаты в скольжении, достигнутом при использовании конкретной мази. Буквально через полсезона тренер и спортсмены накопят необходимый опыт для уверенного выбора мазей.

Все современные мази делятся на обычные мази и мази, содержащие флюородобавки. Мази с высоким содержанием флюороускорителей -самые дорогие и самые универсальные. Однако в большинстве случаев они не нужны юниорам для соревнований в слаломе и даже в слаломе-гиганте, проходящих на нормальном сухом и холодном снегу. Так что специально тратиться на них не нужно. Тем не менее тренеру стоит приобрести хороший термометр для измерения температуры снега. Не стоит забывать, что температурный диапазон мазей основан на температуре снега, а не воздуха.

Юниорам вполне подойдут мази, не содержащие флюроускорителей для соревнований в слаломе и мази с низким его содержанием в гиганте. За основную мазь, например, можно взять обычную красную мазь SWIX, рассчитанную на среднюю температуру. Далее к ней можно по необходимости добавлять флюороускоритель и мягкий или твёрдый графит, в зависимости от температуры. Работая со SWIX, можно брать за основу их среднюю мазь LF 7. Смешивая SWIX LF 6 и LF 8 в соотношении 1:1 тоже практически невозможно промахнуться. Во всех других системах мазей существуют подобные аналогичные комбинации.

Выбор смазки для скоростных дисциплин требует большей кропотливости. Прежде всего необходимо понять, как работают флюороускорители. Они делают мазь более универсальной. Так, если на старте трассы температура снега -6, а на финише она +1, обычная мазь на -6 не будет работать, например, на последних пятистах метрах трассы. Флюороускоритель отчасти решает эту проблему, позволяя мази на -6 хорошо работать на плюсовом снегу. Однако не стоит увлекаться безумно дорогими флюороускорителями без необходимости. Например, на холодном сухом снегу при низкой влажности воздуха они не добавят к скольжению практически ничего. Я часто вижу тренеров и спортсменов, судорожно наносящих флюороускоритель на старте при низкой влажности и отрицательных температурах. Не рекомендую поддаваться массовому психозу и выбрасывать деньги на ветер. Вместо этого я бы советовал ещё пару раз тщательно пройтись по лыжам нейлоновой щёткой. Лучше всего это делать прямо перед стартом.

В случаях, когда флюороускоритель необходим, лучше всего наносить его перед стартом с помощью войлочной щётки (фото 6.1.18).

Такой способ нанесения позволяет не расходовать ускоритель впустую. Ни в коем случае не следует втирать ускоритель ладонью. После втирания ускорителя лыжа полируется нейлоновой щёткой. Если температурные условия и состояние снега известны заранее, то ускоритель можно наносить и в помещении при подготовке лыж.

Еще один весьма важный нюанс. Никогда не стоит на старте класть лыжи скользящей поверхностью на снег. Неоднократно видел, как это делают неопытные тренеры и спортсмены. Лыжи должны быть распакованы и положены на бок примерно за час до старта. Это позволяет им нагреться до температуры воздуха. «Тёплая» лыжа всегда будет скользить быстрее, чем лыжа, пролежавшая на снегу плоско и остывшая до температуры снега. Не стоит об этом забывать. У специалистов есть масса секретов подготовки спусковых лыж на высоком уровне, в зависимости от формы снежинок, рассмотренной через сильную лупу, и измеренной влажности воздуха. Тренерам юниоров вполне достаточно приведённой здесь информации. При наличии нескольких пар лыж можно подготовить несколько вариантов смазки и протестировать их на плоском участке длиной примерно в 20 секунд. Для этого необходима электронная система хронометража, установленная на прямом пологом участке. Всё, что требуется от спортсмена, это не отталкиваясь, вставать в стойку. Далее необходимо выбрать те лыжи, которые хотя бы на десятую секунды быстрее. На трассе длиной в 2 километра это может вылиться в более чем полсекунды.