Полезные статьи

Как заточить канты у лыж или сноубордов?


Многие  компании-производители спортивных лыж или сноубордов рекомендуют заваливать кант снизу на один градус и затачивать его под углом 3 градуса сбоку. Схематично это показано на рисунке ниже:

Многие спортсмены экспериментируют с заточкой кантов под углом 4 и даже 5 градусов сбоку. Безусловно, это приводит к лучшему врезанию кантов на агрессивной поверхности типа льда или твердого снега, но в случае с любителями или мало тренированными спортсменами  может вызывать сложности при отпускании кантов при переходе из поворота в поворот или при смене направления движения лыжи.

Угол заточки кантов на лыжах или сноуборде от HaBrus

Заваливание кантов под углом 1 градус снизу требует большего заклона внутрь поворота для того, чтобы кант врезался в снег или лед.. Поэтому при подготовке лыж  рекомендуется заваливать кант на угол 0,5 градуса снизу и затачивать его под углом 2 градуса сбоку, или на 88 гр. По мере улучшения техники и повышения скорости можно переходить к 1 градусу снизу и 3-4 сбоку. Не стоит забывать, что всегда намного легче увеличить угол завала и заточки канта. Уменьшить угол завала невозможно, не прибегая к дополнительной машинной обработке лыжи, поэтому прежде чем принять решение на какой угол заваливать кант, учитывайте, что вернуть угол в предыдущее положение труднее и сложнее технологичнее, чем запаливать его понемногу, по 0.5 гр., постепенно доводя кант до нужного для вас угла.

Итак, с чего же нужно начинать заточку или доводку кантов? Я рекомендую всегда начинать с заваливания кантов со стороны скользячки. Лыжа должна быть надёжно закреплена в специальных тисках типа HABRUS ALPINE WC-PRO скользящей поверхностью вверх.

   ТИСКИ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ГОРНЫХ ЛЫЖ HABRUS ALPINE WC-PRO               

Для закрепления лыж с округлыми боковинами используются специальные насадки на тиски. Важно, чтобы стол или верстак был крепким и не качался. При переездах удобно использовать складные столы для заточки и смазки лыж для лыж универсальный вариант будет готовый лыжный сервисный столик Habrus SKISPANNER ALPIN WORLD CUP PRO MOBIL, а для сноуборда идеально подойдет сервисный столик для сноубордов HaBrus SKISPANNER snowboard CUP1

Ски-стопы (тормоза) должны быть подняты и зафиксированы резинкой или специальным ФИКСАТОРОМ СКИСТОПОВ ДЛЯ ГОРНЫХ ЛЫЖ HABRUS SKI ALPIN. Прежде чем начинать работу над заваливанием канта, я рекомендую пройтись по всей длине канта чёрным фломастером (спиртовым маркером) так, чтобы кант был полностью затемнён на всю свою ширину. Перед началом работы следует подождать полминуты, чтобы дать краске засохнуть.

Skispanner Alpin World Cup Pro Mobil           Стеллаж для Сноуборда 1 (готовый комплект CUP1)         Складной станок для беговых лыж HaBrus Nordic ( готовый комплект)


Чтобы завалить кант, используется обычный напильник. Такой же напильник используется и для заточки канта сбоку. Рекомендуется приобретать специальные лыжные напильники, покрытые хромом для большей жёсткости и долговечности. Наиболее точными являются фирменные напильники TOKO и SWIX. Простого напильника из хозяйственного магазина хватит лишь на одну заточку, так как канты современных лыж делают из весьма жёстких сплавов. Кроме того, обычный напильник оставит большее количество заусениц. Прежде чем использовать любой напильник, стоит также проверить его с помощью эталонной палочки. Небольшой загиб напильника встречается весьма часто, а согнутый напильник приведёт к неправильному завалу кантов. И для завала, и для заточки канта рекомендуется брать самый мелкий напильник. Чем мельче зубцы напильника, тем точнее будет угол завала и заточки канта. Я бы рекомендовал напильник, имеющий 20 зубцов на сантиметр. На напильниках SWIX эта величина обозначена.

Завалить кант под углом 0,5 градуса или на 1 градус можно с помощью специального направляющего инструмента (фото 6.1.6).

К сожалению, представленные здесь инструменты достаточно дороги. Каждый инструмент для конкретного угла завала канта стоит около 80 долларов. Не всем это по карману и лишь од-ним-двумя инструментами группе спортсменов не обойтись. Более дешёвые инструменты не обеспечивают задание нужного угла в районе носков и задников лыж. Поэтому при работе с юниорами вполне можно обойтись напильником с намотанной на него изолентой, учитывая то, что заваливание кантов производится лишь один раз в самом начале или после очередной прогонки лыж на машине. Всё остальное время канты точатся только сбоку.

До недавнего времени сервисмены-техники на Кубке мира заваливали канты с помощью обыкновенной изоленты. Два слоя ленты соответствуют половине градуса, а четыре - одному градусу. Напильник со стороны ручки обматывается двумя или четырьмя слоями ленты. Заваливание канта осуществляется таким же образом, как и с помощью направляющего инструмента (фото 6.1.6).

Напильник держится примерно под углом 45 градусов по направлению движения. При этом обмотанная лентой часть идёт по одному канту, в то время как другая часть напильника режет противоположный кант под заданным углом. Заваливание канта на 0,5 градуса не требует больших усилий. Как только с канта сошла нанесённая фломастером краска и он начал блестеть по всей свой ширине, угол задан. При заваливании канта нужно всегда вести напильник таким образом, чтобы стружка летела в сторону от скользячки, а не втиралась в неё. Для этого правшам рекомендуется находиться у лыжи так, чтобы её носок был слева от спортсмена, когда обрабатывается дальний от него кант. При этом кант обрабатывается от пятки лыжи к носку.

Многие ошибочно считают, что лыжи всегда нужно точить от носка к пятке. На самом деле это совершенно не важно. Гораздо более существенно не портить скользячку в ходе заваливания канта. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы напильник резал только кант, не снимая материала скользячки. Если это происходит, то кант уже завален на необходимый угол и идёт ненужный завал скользячки. Для правильного завала канта рекомендуется очень мягко и плавно давить на напильник, ни в коем случае не перегибая его. Следует делать плавные, длинные перехлёстывающиеся проходы.

Как только краска исчезла и кант заблестел по всей своей ширине, он завален в этом месте на необходимую величину. После каждой пары движений рекомендуется прочищать напильник специальной металлической щёткой и сметать частички стружки с лыжи кисточкой. Делается это для того, чтобы избежать втирания металлической стружки в скользящую поверхность. Многие техники используют дешёвые малярные кисти.

Наибольшие трудности вызывают участки канта, находящиеся в самой широкой части лыжи, у носка и у пятки. Обработка этих мест требует определённого навыка. Сразу оговорюсь, что младшие и даже средние юниоры, как правило, не в состоянии хорошо завалить кант, не испортив его. Рекомендую тренерам выполнять эту процедуру самим. Все остальные аспекты заточки и смазки лыж вполне доступны даже младшим юниорам.

Итак, канты завалены на необходимый угол. Остаётся лишь отшлифовать их при помощи специального бруска. Я рекомендую делать это после заточки канта сбоку, так как при этом могут появляться заусенцы с нижней стороны канта. Таким образом, полировка канта снизу после заточки обеспечит его стопроцентную гладкость и остроту.

Многие юниоры усиленно точат лыжи, но пренебрегают шлифовкой кантов. Неотшлифованный кант, каким бы острым он ни был, всегда имеет массу микроскопических заусениц. Эти заусеницы весьма быстро «скатываются», что и приводит к преждевременному затуплению канта. При хорошей шлифовке кант не нуждается в ежедневной заточке напильником. В большинстве случаев вполне хватает обработки алмазными камнями и шлифовки.

Затем переходим непосредственно к заточке. Для заточки лыжа закрепляется в тисках боком, таким образом чтобы скользячка была направлена в сторону от точащего.

Для заточки лыж необходимы несколько простых инструментов: хромированный напильник, направляющий уголок и зажим-струбцина. Если кант не был предварительно обработан на машине, то при заточке даже под углом 2 градуса напильник всегда будет скользить по пластику, находящемуся непосредственно над кантом. О том, чтобы сточить этот пластик обычным мелким напильником, и таким образом добраться до канта, не может быть и речи. Это займёт слишком много времени. Для срезания пластика боковой стенки лыжи используются специальные инструменты (фото 6.1.7).

Цена подобных инструментов может доходить до 50-60 долларов, в зависимости от качества резца. Не вижу большой целесообразности в их покупке, учитывая то, что необходимы они бывают только один раз, в самом начале подготовки лыжи. Но всё же тренеру неплохо иметь один на всех спортсменов. При отсутствии данного инструмента многие техники высокого класса используют небольшой напильник-фрезу (фото 6.1.8), который стоит около 10 долларов.

Этот напильник прикрепляется зажимом к направляющему уголку. Не стоит слишком сильно давить на этот очень «агрессивный» инструмент. Снять пластик и задать угол канта вполне можно одним проходом фрезы. Далее, используя тот же направляющий уголок и зажим (фото 6.1.9), кант точится до острого состояния тем же мелким напильником, которым производился завал канта со стороны скользячки.

Рекомендую всегда надевать перчатку на руку, которая ведет уголок и напильник. Автор не раз был свидетелем очень сильных и глубоких порезов, вплоть до повреждения сухожилий и потери функциональности большого пальца. Как и при завале канта, при заточке рекомендуется вести напильник плавными перехлёстывающимися движениями. Необходимо часто смахивать стружку с напильника и с лыжи. Некоторые специалисты, работающие на Кубке мира, рекомендуют при заточке заклеивать скользящую поверхность специальной плёнкой, чтобы избежать втирания в неё мельчайших частиц металлической стружки.

При подготовке юниорских лыж считаю это излишним. Однако хочу остановиться на одном нюансе подготовки современных юниорских лыж, имеющих большой боковой вырез. Рекомендую ограничиваться использованием лишь алмазных камней при заточке юниорских лыж и взрослых слаломных лыж. Однако если возникает необходимость использования напильника, то обычный, даже самый короткий напильник, для этого не подойдёт. До недавнего времени все техники самого высокого уровня ломали обычные напильники на куски длиной 4-6 см. Это был единственный вариант использования напильников на современных слаломных лыжах. Сейчас на рынке есть специальные коротенькие напильники для заточки кантов на коротких лыжах с большим боковым вырезом.

Лыжа заточена, теперь остаётся только отполировать кант сбоку и снизу. Насколько кропотливо вы будете это делать, зависит от времени и того, к чему готовятся конкретные лыжи. Хочу ещё раз подчеркнуть, что чем лучше отполирован кант, тем дольше он будет оставаться острым, так как не будет происходить «скатывания» микроскопических заусениц, являющегося причиной затупления канта. В ходе тренировок или соревнований лыжи точатся каждый день. Однако занимает это не более 10-15 минут. Очень часто дело не доходит до использования напильника. Кант просто подправляется алмазными брусками (фото 6.1.10).

Как правило, вполне достаточно двух брусков. Сначала берётся более крупный, а затем мелкий. Алмазные бруски бывают четырёх цветов: чёрный, синий, красный и зелёный (грубый, средний и мелкие соответственно). Алмазный брусок прикрепляется к направляющему уголку таким же образом, как и напильник - с помощью зажима.

Затем кант полируется. Для этого вместо алмазного камня к уголку прижимается обычный плоский брусок. При полировке канта также вполне достаточно двух-трёх брусков. И завершается заточка канта проходом керамическим или так называемым мраморным камнем. Он тоже бывает двух видов (фото 6.1.11): тёмный - погрубее и белый -мелкий, кажущийся на ощупь идеально гладким.

Полировка канта со стороны скользячки осуществляется просто красным (мелким) алмазным камнем, мелким бруском и мраморным камнем без направляющих уголков. Наиболее удобно использовать брусок треугольного профиля (рис 6.1.12).

Техника заточки и полировки канта с помощью направляющего уголка и зажима практически не отличается в зависимости от того, какой именно инструмент прижат к уголку. Поэтому обычная заточка и полировка канта могут быть легко выполнены даже младшими юниорами. В задачу тренера входит научить юниоров тому, как правильно точить и мазать лыжи. Ведь до того момента, когда это за них будет делать техник, может быть еще очень далеко. Тренерам необходимо понять, что, добровольно превращая себя в сервисменов-техников, они всегда делают это в ущерб другим, более важным аспектам своей работы. Автор не раз видел на соревнованиях коллег-тренеров с красными глазами после подготовки 10-12 пар лыж, занявшей добрую половину ночи. Такие тренеры считают себя очень трудолюбивыми, но в день соревнований они совершенно не в состоянии выполнять свою работу ни при разминке, ни при просмотре трассы. Весьма часто их подопечные выступают ниже своих возможностей, несмотря на идеально подготовленные лыжи. Я считаю, что лучший подход к подготовке лыж - когда тренер проверяет на остроту все лыжи и рекомендует, чем и как мазать. Спортсмены же готовят свои лыжи самостоятельно, а тренер лишь контролирует подготовку лыж.

В том случае, когда кант был «забит» о камни или лёд, на нём могут возникнуть серьёзные заусеницы. Не стоит пытаться снять их напильником. Зачастую кант затвердевает от удара и заусеницы могут быть жёстче любого напильника. В этих случаях нужно сначала «ослабить» кант крупным алмазным камнем и затем уже доводить его напильником. В ряде случаев кант может быть забит настолько сильно, что единственным вариантом его восстановления будет очередная прогонка лыжи на станке. При этом снимается слой канта сбоку и снизу и тем самым создаётся новая режущая поверхность, которая может быть эффективно заточена.

Последнее что нужно сделать при подготовке кантов, это чуть притупить бритвенную остроту у носков лыж. Делается это при помощи «резинового камня» — резины с вплавленной в нее мелкой абразивной крошкой (фото 6.1.13).

Этот камень позволяет, не тупя кант, лишь слегка ослабить его остроту и степень «врезае-мости». Я рекомендую тренерам всегда иметь резиновый камень в кармане и использовать его по всей длине канта, если трасса становится мягкой или появляется свежий снег. Наиболее актуально это бывает в скоростных дисциплинах. При заточке лыж следует пройтись резиновым камнем по кантам на расстоянии 10—15 см в области носка лыж. Это сделает врезание кантов более плавным. При заточке современных слаломных лыж использовать резиновый камень у носков и пяток не рекомендуется, однако снимать бритвенную остроту по всей длине внешнего канта может быть полезно при определённом состоянии склона или в тех случаях, когда спортсмен слишком заваливается на внешний кант внутренней лыжи.

Очень важно, чтобы все лыжи данного спортсмена были заточены совершенно одинаково.

выбор мазей и ускорителей

Несмотря на то что мази не играют решающего значения в технических дисциплинах, все и всегда стремятся к оптимальному подбору мазей, чтобы не терять время на пологих участках. В скоростных дисциплинах правильный выбор мази может быть крайне важен.

Постараюсь вкратце сформулировать основные принципы работы с мазями. В первую очередь, тренеру и всем его подопечным следует работать только с мазями одной системы.

В принципе все современные мази почти одинаковы, но хорошо разбираться в системе SWIX, TOKO, DOMINATOR, BRIKO и т.д. можно только постоянно работая с ней. Тренеру рекомендуется вести записи о состоянии снега, его температуре, влажности и, соответственно, документировать результаты в скольжении, достигнутом при использовании конкретной мази. Буквально через полсезона тренер и спортсмены накопят необходимый опыт для уверенного выбора мазей.

Все современные мази делятся на обычные мази и мази, содержащие флюородобавки. Мази с высоким содержанием флюороускорителей -самые дорогие и самые универсальные. Однако в большинстве случаев они не нужны юниорам для соревнований в слаломе и даже в слаломе-гиганте, проходящих на нормальном сухом и холодном снегу. Так что специально тратиться на них не нужно. Тем не менее тренеру стоит приобрести хороший термометр для измерения температуры снега. Не стоит забывать, что температурный диапазон мазей основан на температуре снега, а не воздуха.

Юниорам вполне подойдут мази, не содержащие флюроускорителей для соревнований в слаломе и мази с низким его содержанием в гиганте. За основную мазь, например, можно взять обычную красную мазь SWIX, рассчитанную на среднюю температуру. Далее к ней можно по необходимости добавлять флюороускоритель и мягкий или твёрдый графит, в зависимости от температуры. Работая со SWIX, можно брать за основу их среднюю мазь LF 7. Смешивая SWIX LF 6 и LF 8 в соотношении 1:1 тоже практически невозможно промахнуться. Во всех других системах мазей существуют подобные аналогичные комбинации.

Выбор смазки для скоростных дисциплин требует большей кропотливости. Прежде всего необходимо понять, как работают флюороускорители. Они делают мазь более универсальной. Так, если на старте трассы температура снега -6, а на финише она +1, обычная мазь на -6 не будет работать, например, на последних пятистах метрах трассы. Флюороускоритель отчасти решает эту проблему, позволяя мази на -6 хорошо работать на плюсовом снегу. Однако не стоит увлекаться безумно дорогими флюороускорителями без необходимости. Например, на холодном сухом снегу при низкой влажности воздуха они не добавят к скольжению практически ничего. Я часто вижу тренеров и спортсменов, судорожно наносящих флюороускоритель на старте при низкой влажности и отрицательных температурах. Не рекомендую поддаваться массовому психозу и выбрасывать деньги на ветер. Вместо этого я бы советовал ещё пару раз тщательно пройтись по лыжам нейлоновой щёткой. Лучше всего это делать прямо перед стартом.

В случаях, когда флюороускоритель необходим, лучше всего наносить его перед стартом с помощью войлочной щётки (фото 6.1.18).

Такой способ нанесения позволяет не расходовать ускоритель впустую. Ни в коем случае не следует втирать ускоритель ладонью. После втирания ускорителя лыжа полируется нейлоновой щёткой. Если температурные условия и состояние снега известны заранее, то ускоритель можно наносить и в помещении при подготовке лыж.

Еще один весьма важный нюанс. Никогда не стоит на старте класть лыжи скользящей поверхностью на снег. Неоднократно видел, как это делают неопытные тренеры и спортсмены. Лыжи должны быть распакованы и положены на бок примерно за час до старта. Это позволяет им нагреться до температуры воздуха. «Тёплая» лыжа всегда будет скользить быстрее, чем лыжа, пролежавшая на снегу плоско и остывшая до температуры снега. Не стоит об этом забывать. У специалистов есть масса секретов подготовки спусковых лыж на высоком уровне, в зависимости от формы снежинок, рассмотренной через сильную лупу, и измеренной влажности воздуха. Тренерам юниоров вполне достаточно приведённой здесь информации. При наличии нескольких пар лыж можно подготовить несколько вариантов смазки и протестировать их на плоском участке длиной примерно в 20 секунд. Для этого необходима электронная система хронометража, установленная на прямом пологом участке. Всё, что требуется от спортсмена, это не отталкиваясь, вставать в стойку. Далее необходимо выбрать те лыжи, которые хотя бы на десятую секунды быстрее. На трассе длиной в 2 километра это может вылиться в более чем полсекунды.

Подготовка горных лыж

В современных горных лыжах подготовка лыж играет как никогда важную роль. Нужно отметить, что подготовкой лыж спортсменов высокого уровня занимаются не менее высококлассные профессионалы, такие как Вилли Виз (фото 6.1.1), техник чемпиона мира Дэрона Ральфса.

Прежде чем переходить к детальному разговору о подготовке лыж, нужно отметить, что она состоит из четырёх основных составляющих:

* заточка;

* нанесение структуры;

* смазка;

* использование флюороускорителей и подготовка на старте.

Начнём с получения спортсменом совершенно новых лыж. Неважно, какие это лыжи и идут ли они из спортцеха или же просто с магазинной полки. Первое, что необходимо сделать, это убедиться в том, что лыжи совершенно плоские со стороны скользящей поверхности. У любых новых лыж «скользячка» может быть слегка выпуклой, а чаще - вогнутой в районе носков и задников лыж. Это не брак, а вполне нормальная деформация, происходящая после остывания лыжи и окончательного склеивания слоёв. Отдел технического контроля любой фирмы спокойно пропускает эти лыжи. Все знают, что в большинстве случаев спортсмена не устроит нанесенная на лыжи средняя структура и заточка кантов и лыжа будет заново обработана на специальном станке. До недавнего времени все лыжи, за исключением кубковых лыж, посылаемых фирмой конкретному спортсмену, шли с кантами, заточенными под углом 90 градусов. Не уверен, что даже в сборной России в данный момент есть спортсмены, получающие кубковые лыжи. Тем не менее многие фирмы с сезона 2003 года начали поставлять спортивные лыжи уже с качественно нанесённой структурой и с заточкой кантов под углом в 1 градус снизу и 3 градуса со стороны боковых ребер. Это сочетание рекомендуется всеми ведущими фирмами без исключения, как для лыж для слалома, так и для слалома-гиганта и скоростных дисциплин. В этом случае начальная подготовка лыж сводится лишь к смазке и притуплению кантов у носков лыж по необходимости. Более подробно это будет рассмотрено чуть ниже.

Итак, чтобы убедиться в том, что «скользячка» плоская и канты завалены на 1 градус снизу, нужно пройтись по ней эталонной палочкой, показанной на фото 6.1.2.

Эталонные палочки бывают двух видов: прямоугольные или цилиндрические. Лично мне больше нравится цилиндрическая, так как её можно легко катить вдоль лыжи, одновременно проверяя, не показывается ли просвет между бруском и скользячкой. Если просвета нигде нет, то лыжа абсолютно плоская. Теперь нужно прокатить брусок и посмотреть на просвет над катами. Если он есть, скорее всего, кант уже завален под углом 1 градус и лыжа готова к смазке и тестированию на склоне. Только после этого стоит дополнительно работать над кантами - по необходимости. Эталонные палочки до недавнего времени были весьма недешё-вы, но в данный момент их можно приобрести за 10-15 долларов. Это стальной инструмент, выполненный с очень высокой точностью. Не стоит использовать вместо него линейку или циклю. Тренеру вполне достаточно одной эталонной палочки для проверки всех лыж своих подопечных.

Рассмотрим случай, когда проверка эталонным инструментом выявила вогнутость скользячки. Никакими ручными методами этого не исправить. Не рекомендую пытаться использовать грубые напильники, шкурку или стальные цикли. Единственным правильным решением будет отдать лыжу в руки специалиста для выравнивания скользячки на станке. В любом приличном магазине или на курорте установлен станок для обработки лыж. Две наиболее известных фирмы-производителя таких машин - это Wintersteiger и Montana. Станки данных фирм оснащены программным управлением, позволяющим задавать не только тип структуры, но и углы кантов как сбоку, так и снизу. После прогонки на станке неплохо снова проверить лыжу эталонной палочкой. Если всё выглядит хорошо, можно переходить к обработке кантов. После шлифовки на машине канты нуждаются в ручной обработке и полировке, так как машина всегда оставляет заусенцы. Более того, практически все машины заваливают кант со стороны скользячки не на 1 градус, а на величину близкую к 0,7 градуса. Это факт, который не стремятся скрывать производители данных станков. Полагаю, что 0,3 градуса умышленно отводится под ручную доводку. Не буду утверждать, что эти доли градуса сыграют решающую роль в технике юниора, но рекомендую всё же вручную доточить кант до полного градуса, как рекомендуется производителями спортивных лыж. Как всё это правильно сделать, используя минимальное количество инструментов, описано в следующем разделе.

Настройка креплений горных лыж

При настройке креплений нужно помнить что силы, действующие на крепление, определяются не только весом спортсмена, но и скоростью, на которой он или она передвигается. Поэтому в спорте мы не используем таблицы по регулировке креплений, которые повсеместно используются в лыжных магазинах. Все эти таблицы учитывают только вес лыжника. Опытные тренеры принимают во внимание все факторы при настройке креплений для конкретного спортсмена. Так, зачастую крепления подтягиваются на старте разбитой леденистой трассы и ослабляются при быстром свободном катании по ровному склону. Рекомендую тренерам проверять все установленные в магазине крепления. В большинстве случаев даже детские крепления нуждаются в перенастройке.

Важным моментом, которому не уделяют достаточного внимания неопытные тренеры при настройке креплений, является усилие прижима ботинка в продольном направлении. Это давление, с которым ботинок прижат к передней головке и пятке креплений. Правильное срабатывание крепления зависит в большей мере именно от этого давления, а не от установки усилия срабатывания (по шкале DIN).

Как и в случае с лыжами, я бы рекомендовал тренерам работать с креплениями одной, максимум двух систем. Тогда они будут уверенно себя чувствовать в настройке креплений в любых условиях. Автор этих строк не раз наблюдал тренеров, судорожно ищущих нужную отвертку на старте и потом в спешке пытающихся разобраться в том, какой винт нужно крутить на залепленном снегом креплении. Всего этого можно избежать, постоянно работая с креплениями конкретной фирмы.

Итак, правильная регулировка усилия прижима в продольном направлении. Подчеркну, что на настоящих спортивных креплениях указанных выше фирм-производителей это усилие регулируется маленьким винтом на пяточной части креплений, находящимся между большим винтом установки усилий DIN и лыжей. Этот винт отвечает за смещение пятки креплений в продольном направлении относительно передней головки. Крепления, у которых это смещение регулируется скобой, перемещающейся из ячейки в ячейку, а не при помощи винта, не столь надёжны. Несмотря на то что они называют спортивными и имеют максимальное усилие срабатывания DIN 14, это лишь любительские крепления, которые не рекомендуется использовать старшим юниорам. Малышам же они вполне подойдут. Правильно установить усилие прижима в продольном направлении совсем не сложно. Для этого ботинок должен быть вставлен в крепление. Далее нужно посмотреть на положение регулировочного винта. На креплениях Marker этот винт должен быть закручен практически до предела. Как правило, он будет лишь слегка утоплен за уровень поверхности задней части пятки крепления. Сразу оговорюсь, что это не совсем соответствует инструкциям, прилагаемым к креплениям. Тем не менее именно такое положение регулировочного винта рекомендуют производители для настройки креплений спортсменов. В случае с креплениями Atomic настройка усилия прижима в продольном направлении ещё более проста. Винт просто закручивается до тех пор, как не сработает «трещотка», при этом винт начинает прокручиваться и трещать. Наибольшие сложности, как правило, вызывает настройка креплений Salomon. Как правило, у креплений этой фирмы на металлической скобке под регулировочным винтом сделаны косые штрихи. Если не знать об этом, то их легко можно не заметить. Область, обозначенная штрихами, может занимать примерно от 3 до 5 мм, в зависимости от модели. В инструкции рекомендуется установить усилие прижима таким образом, чтобы шляпка регулировочного винта находилась над заштрихованной областью. Для скоростных дисциплин и слалома-гиганта рекомендуется сделать ещё несколько оборотов винта, установив его так, чтобы его шляпка была вровень с ближним к пятке краем заштрихованной области.

К креплениям Marker это не относится, а вот Atomic и Salomon требуют ещё и настройки высоты губок передней головки крепления. Для этого в магазинах используют специальные контрольные пластинки, которые подсовываются по ботинок.

Если пластинку можно вытащить из-под ботинка, считается, что высота правильная. В спорте мы делаем проще. При вставленном в крепление ботинке нужно просто закрутить винт высоты до предела, не затягивая его. Далее нужно открутить винт обратно на полоборота. При такой настройке никакого просвета между ботинком и нижней пластиной головки крепления не будет. Зато и вероятность несвоевременного срабатывания головки будет уменьшена почти до нуля.

Спортсменам, которые вынуждены использовать ботинки с подточенными подмётками, удобнее использовать крепления, имеющие регулировку высоты передней головки. Усилие прижима в продольном направлении на креплениях, имеющих пятку с тягами типа Look и Rossignol, устанавливается при помощи винтов, регулирующих длину тяг. Это несложно и крепления этого типа тоже вполне надёжны, но я предпочитаю с ними не работать.

Крепления не требуют никакого специального ухода. По-настоящему смазывать крепления практически невозможно, так как закрытые части креплений недоступны. Я бы не рекомендовал использовать крепления более 2-х, максимум 3-х сезонов.